Аванзал

Аванзал — первый зал, открывающий анфиладу парадных помещений XVIII века. Площадь зала — 55 м².

Сведения о первоначальной отделке зала сохранились очень скудные. Известно только, что на его стенах висели картины из живописной коллекции графа Григория Орлова, перевезённой в Гатчину в 1778 году.

При перестройке Бренна сохранил от первоначальной отделки двери наборной работы и обрамляющие их наличники искусственного розовато-оранжевого мрамора, а также перекрытие с сильно развитыми падугами и рисунок паркета в виде экзотического цветка. На потолке вместо украшенного лепкой купола был помещён живописный овальный плафон с изображением Марса, преклонившего колена перед богиней войны Белонной.

Площадь стен разделили тонкими профилированными тягами. Таким образом были определены места для больших живописных полотен, которые стали главным элементов убранства. Какие картины первоначально украшали зал — неизвестно. Во второй половине XIX века на стенах поместили «Изгнание из рая» неаполитанца Л. Джордано и «Бурю» французского мариниста Ж. Верне. В 1920-х годах над мраморным камином появился портрет Павла I в одеянии гроссмейстера мальтийского ордена работы С. Тончи.

При императоре Павле I здесь происходили смена и развод караула для охраны внутренних покоев дворца. Назначению зала соответствует лепной декор: гирлянды лавровых ветвей на падуге, шлемы римских воинов, знамёна и щиты. Отсюда и другие названия зала — Верхняя кавалерская, Парадная Приёмная.

В 1880 году интерьер зала был запечатлён художником Э. П. Гау.

Интерьер пострадал в годы Великой Отечественной войны. При пожаре 1944 года погибли камин из чёрного мрамора и плафон.

Зал был открыт одним из первых в 1985 году. На исторические места возвращены стенники золочёной бронзы (Россия, XVIII век), спасённые вазы из алебастра (Италия, XVIII век), ящик для дров (Россия, XVIII век). Вдоль стен — стулья красного дерева типа Чиппендейл (Россия, XVIII век). Посреди северной стены установлен камин из белого с прожилками мрамора и лазурита, сделанный в XVIII веке и хранившийся в музее Академии художеств. На место утраченного плафона помещено произведение неизвестного художника «Вера и Любовь» (Россия, конец XVIII века). От размещения картин на стенах при реставрации отказались.